Страховые споры: нюансы досудебного урегулирования
Прежде чем идти в суд, в случае разногласий со страховой компанией, автовладелец должен обратиться с претензией к страховщикам. Такой порядок действует уже несколько лет. Вместе с тем, немало споров вызывает возможность предъявления претензии не собственником машины, а его представителем. Прояснять ситуацию пришлось Верховному суду.
Суть дела
После аварии владелец автомобиля поручил юристу получить страховую выплату. Была оформлена соответствующая доверенность. Представитель собственника машины обратился в компанию, с которой был заключен договор страхования за выплатой. При этом он указал свой расчетный счет для перечисления денег. По настоянию страховой фирмы была проведена независимая экспертиза.
Время шло, но ни результатов оценки повреждений, ни денег автолюбитель и его представитель не получили. Поэтому они обратились в суд. Первая и апелляционная инстанции отказали во взыскании денег со страховой. Свои решения они мотивировали нарушением порядка досудебного решения спора, поскольку все документы были оформлены от имени представителя и для перечисления выплат указан его же счет.
Представитель автовладельца обратился от его имени в Верховный суд. При рассмотрении дела в ВС РФ было отмечено, что ответчик не ссылался на нарушение законодательства при попытке досудебного урегулирования спора. Страховая фирма также не предъявляла претензий по полноте собранных истцом документов, а также направляла автомобиль для прохождения экспертизы. Все эти нюансы в Верховном суде трактовали, как соблюдение обязательного претензионного порядка. Дело вернулось в апелляционную инстанцию для повторного рассмотрения.
Мнение экспертов
В рассматриваемом деле стороны не оспаривали отсутствие претензионного этапа урегулирования. А заниматься документальным оформлением досудебного урегулирования может не только собственник транспортного средства, но и его представитель. Поэтому суды неправомерно отказали в удовлетворении иска.
Вместе с тем, суды могут не рассматривать дела подобного рода из-за ошибок в досудебной стадии. Например, страховые компании получают неполные пакеты документов, отсутствуют результаты экспертиз и т. д. Нередко нельзя однозначно идентифицировать претензию и иск, потому что забывают указывать в документах реквизиты страховых договоров или полисов. Вместе с тем, специалисты отмечают, что досудебное урегулирование не только разгружает от работы суды, но и существенно экономит время и деньги клиентов страховых компаний. На практике большая часть споров по выплатам положительно решается именно на претензионном этапе. Однако некоторые эксперты видят в обязательном досудебном урегулировании, ущемление прав потребителей, поскольку законодательство о защите их прав не содержит положений о необходимости этого этапа.